Цели и содержание товарной экспертизы мебели

Полезная информация

Интернет-приемная Союза потребителей РТ

 

Горячая линия для потребителей

 

Нарушители прав потребителей

 

Цели и содержание товарной экспертизы мебели

Под экспертизой понимают установление и исследование таких факторов и обстоятельств, для выявления которых необходимы специальные познания в науке, искусстве или промысле, с представлением мотивированного заключения. В качестве основного этапа торгового процесса экспертиза представляет собой проверку количества и качества товаров, которая проводится по заявкам заинтересованных организаций и выполняется компетентными экспертами, уполномоченными нейтральной организацией, не зависящей от заинтересованных сторон. Экспертиза позволяет установить соответствие изделий мебели требованиям потребителей и нормативно-технической документации, определяющим качество мебели. В сфере торговли экспертиза качества используется как действенное средство контроля качества мебели, выявления потребительских предпочтений и спроса на нее, а также позволяет дать рекомендации по совершенствованию ее качества.

Проведение экспертизы качества мебели поручается экспертам, которыми могут быть опытные специалисты и ученые, владеющие профессиональными знаниями, необходимыми для решения вопросов, связанных с идентификацией и фальсификацией товаров. Эксперты должны хорошо знать исследуемую группу товаров и иметь опыт работы по оценке их качества.

Экспертизу мебели необходимо проводить в случаях возникновения разногласий между получателем и поставщиком (изготовителем или отправителем) в определении ее качества; в случае отсутствия поставщика в месте проверки качества товара или неявки его представителя для участия в приемке товара; потери первоначального качества изделий при транспортировке, хранении, а также при бедствиях и авариях; разногласий между индивидуальными покупателями — гражданами — и розничными торговыми предприятиями.

Экспертиза мебели проводится по заявкам и направлениям установленной формы, в которых указываются реквизиты заказчика экспертизы (наименование, адрес, расчетный счет, телефон), наименование товара, его местонахождение, количество изделий мебели, предъявляемых к экспертизе, цель экспертизы и дата, на которую вызывается эксперт. Кроме того, в заявках указывается, вызывался ли поставщик, реквизиты данного вызова (например, телеграмма или письмо), обращался ли индивидуальный потребитель к продавцу. Все заявки должны быть зарегистрированы.

Экспертиза назначается на срок, указанный в заявке ее заказчиком, но не позднее 72 часов для одногородних и 5—10 суток (в зависимости от расстояния) для иногородних экспертиз с момента поступления заявок. Таким образом, необходимо своевременно направлять заявки, чтобы экспертиза была проведена и закончена в установленные сроки.

Если организация, проводящая экспертизу, отказывается от ее проведения, она должна сообщить об этом заказчику экспертизы не позднее трехдневного срока с момента принятия заявки. Если же заявка принимается к исполнению, то эксперту выдается наряд установленной формы, в котором указываются день и час начала проведения экспертизы. Перенесение указанного срока не допускается.

Перед началом работы эксперта заказчик экспертизы обязан подготовиться к ней: разобрать и расположить товар, обеспечить рабочую силу, подобрать товарные, транспортные и другие документы, необходимые эксперту. Если эксперту не предоставляется вся информация, которая ему необходима, и не создаются надлежащие условия для проведения экспертизы, то он вправе отказаться от проведения экспертизы.

Первое ознакомление с товаром — осмотр и изучение технической документации на мебель, результатов испытаний, технических условий и инструкций по ее эксплуатации — позволяет составить эксперту общее представление о товаре, его технических и потребительских характеристиках. От глубины изучения таких моментов во многом зависит ход дальнейшей работы эксперта. Однако его стремление как можно больше узнать об объекте анализа ограничено сроками проведения экспертизы и невозможностью охватить все источники информации.

Одновременно со сбором информации эксперт испытывает изделия мебели с позиции потребителя, что позволяет не только собрать дополнительные сведения о товаре, но и представить себя на месте потребителя, выступить в его роли и воспроизвести его действия в различных условиях потребления.

В итоговом документе отражается заключение эксперта, состоящее из трех частей: вводной, исследовательской и выводов.

Во вводной части указываются номер и наименование дела, по которому назначена экспертиза, дается краткое изложение обстоятельств, обусловивших значение экспертизы (фактическое основание), а также приводятся: номер и наименование экспертизы; сведения об органе, назначившем экспертизу; правовое основание проведения экспертизы; дата поступления материалов на экспертизу и дата подписания заключения; сведения об экспертизе или экспертах фамилия, имя, отчество, образование, специальность (общая и экспертная), ученая степень и звание, должность; наименование поступивших на экспертизу материалов; способ доставки, вид упаковки и реквизиты исследуемых изделий мебели; представленные эксперту исходные данные и вопросы, поставленные на разрешение эксперта.

В исследовательской части заключения излагаются процесс экспертного исследования, его результаты, дается научное объяснение установленных фактов. Здесь, в частности, должны быть указаны состояние объектов исследования, методы исследования и технические условия их применения, условия проведения экспертного эксперимента, ссылка на справочно-нормативные материалы и литературные источники.

Далее даются общая суммарная оценка результатов проведенного исследования и обоснование выводов, к которым пришел эксперт или эксперты.

Выводы представляют собой ответы на поставленные перед экспертом вопросы и являются квинтэссенцией экспертного заключения, конечной целью исследования или экспертизы.

Необходимо отметить, что в проведении экспертизы и составлении акта непосредственное участие должны принимать представители заказчика (не менее двух), которые должны контролировать правильность определения качества мебели, правильность применения в процессе экспертизы действующих стандартов, технических условий, описаний и образцов. В случае их несогласия с мнением эксперта делается отметка в акте экспертизы, где указывается, что у заказчика есть особое мнение.

Таким образом, эффективность проведения экспертизы качества мебели на этапе реализации в торговой сети достаточно очевидна. Она позволяет установить соответствие данного товара требованиям потребителей и нормативно-технической документации, определяющим качество мебели, а следовательно, является одним из основных этапов торгового процесса.