Казанским территориальным органом Госалкогольинспекции Татарстан 20 сентября 2012 года принято участие в семинаре, организованном общественной организацией "Союз потребителей Республики Татарстан" для представителей торговых предприятий и сервисных центров, осуществляющих продажу и сервисное обслуживание бытовой техники. На семинар были приглашены ООО "Бытовая техника", ООО "М.видео.Менеджмент", ЗАО "Алгоритм", магазин "Техника", ЗАО "Абак", ООО "Мэлт", ООО "Белый ветер цифровой", ООО "Компьютерный центр "ДНС-Казань", ИП Китаевский С.А. ("Доктор мобайл"), ОАО "Мобильные телесистемы".
Специалистом Казанского территориального органа была дана краткая характеристика сути обращений, поступающих по вопросам в сфере бытовой техники. В первую очередь они затрагивают качество товаров, затем – предоставление полной и достоверной информации о товарах и изготовителях, следом идут обращения по вопросам качества услуг (доставка, гарантийный сервис, ремонт после гарантии). Не всегда потребителей устраивают квалификация и поведение персонала, рекламные акции, программы дополнительного сервиса и т.п.
Конечно, магазин – не производитель, поэтому возлагать на него всю вину за качество товара было бы некорректно, но потребитель, имея право выбора адресата претензии (изготовитель, уполномоченная организация, импортер или продавец), естественно, выбирает последнего. А уж потом продавец будет "сводить счеты" с поставщиком товара в соответствии с договором поставки. Чтобы обезопасить себя от конфликтов с покупателями, продавец обязан провести предпродажную проверку товара, которая включает в себя, в том числе, осмотр, проверку комплектности и качества товара, наличия необходимой информации о товаре и изготовителе. Обязательно нужно дать покупателю возможность прове-рить указанные позиции самому в присутствии продавца.
Любая бытовая техника должна иметь инструкцию на русском языке. При покупке должны быть выданы кассовый и товарный чеки и заполненный гарантийный талон. В магазинах частенько гарантийный талон не заполняется, из-за этого иногда у потребителей возникают проблемы при обращении в сервисные центры.
Программа (сертификат) дополнительного сервиса - это дело для потребите-ля добровольное, нельзя обуславливать покупку техники ее обязательным приоб-ретением. Срок программы дополнительного сервиса может идти параллельно со сроком гарантии – в основном из-за возможности профилактического обслужива-ния, а может начать свое исчисление с момента окончания срока гарантии. В своей практике мы чаще всего встречаем ПДС, предусматривающие обязательст-во фирмы в течение определенного срока после окончания срока гарантии производить бесплатный ремонт изделия и произвести его замену в случае выявления существенного дефекта. Условия дополнительного сервиса и возмож-ности отказа от него после покупки должны быть четко разъяснены покупателю.
Бытовая техника – продукция габаритная, поэтому продажа в основном производится со складов. Доставка купленного товара в обязанность продавца не входит, ее могут предложить как отдельную платную услугу или в качестве подарка. После выбора и оплаты покупателем нужного товара и доставки следует документально оговорить ее сроки, т.к. за проволочку в получении предваритель-но оплаченного заказа потребитель имеет право на неустойку в размере 0,5% от уплаченной суммы за каждый день (час) просрочки.
Выгрузив товар (на складе, у подъезда, в квартире), обязательно следует дать возможность принимающей стороне внимательно осмотреть покупку со всех сторон в присутствии доставивших. В противном случае потребитель остается практически беззащитным при обнаружении механического повреждения после подписания документа о доставке.
Даны разъяснения действующего законодательства в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" (далее - Закон), Правилами продажи отдельных видов товаров, в которых особенностям продажи технически сложных товаров бытового назначения отведена отдельная глава. Остановились на Перечне непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену; Перечне технически сложных товаров, в отношении кото-рых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков; Перечне товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара.
Особое внимание представителей торгующих организаций было обращено на толкование статьи 16 Закона, особенно части, касающейся ремонта товара без согласия потребителя, а также безосновательного отнесения недостатка к разряду существенного. Рассмотрены и другие вопросы, а именно: об обязанности про-давца или уполномоченной организации по письменному обращению потребите-ля предоставлять аналогичный товар на период ремонта основного, о последствиях, вытекающих вследствие непредоставления такого товара в течение трех дней, самым нежелательным из которых для продавца является отказ потребителя от некачественного товара и требование возврата денежной суммы или замены товара.
Даны разъяснения по действиям сотрудников сервисных служб при нарушении срока проведения гарантийного ремонта; по необходимости наличия в сервисных центрах подменного фонда товаров на период проведения ремонта, оформления квитанций, продления сроков гарантии на период ремонта.
Была обсуждена разница между проверкой качества и экспертизой, о правах и обязанностях сторон при проведении данных процедур.
Присутствующие приняли активное участие в семинаре и выразили благо-дарность организаторам мероприятия.
Красноярка обратилась в Управление с жалобой на магазин «Спортмастер», расположенный на пр. Красноярский рабочий, 27. Здесь она купила куртку для девочки, заплатив за неё на кассе 1932 рубля, вместо 1364 рублей, указанных на ценнике. На требование продать товар по цене, указанной на ценнике, она получила отказ.
До 15 января продолжается прием заявок на участие в конкурсе новых российских брендов «Знай наших», организованном Агентством стратегических инициатив (АСИ) и Фондом Росконгресс. От предпринимателей Республики Татарстан на участие в конкурсе, цель которого – поддержать развитие перспективных российских брендов страны, уже поступило 192 заявки. Всего предприниматели России направили 787 заявок.
25 декабря в Торгово-промышленной палате Татарстана прошла торжественная церемония награждения победителей IV республиканского конкурса «Инженер года». Награды лучшим вручил Премьер-министр Республики Татарстан Алексей Песошин. В мероприятии принял участие заместитель Премьер-министра – министр промышленности и торговли республики Олег Коробченко.