Платежные системы ищут «друзей»
Всё чаще среди перечня банковских продуктов встречаются неведомые «мультикобренды». Под этим модным словом скрываются пластиковые карты, которые позволяют не только оплачивать различные товары и услуги, но и делать это со скидкой. Заслужить лояльность клиентов без денежных затрат сегодня, увы, невозможно.
Банковские карты прочно обосновались в бумажниках среднестатистических россиян: их общее количество давно превысило 130 миллионов штук. В большинстве случаев речь идет о зарплатно-карточных проектах, реже – о кредитках. Параллельно числу выпущенных карт растет и конкуренция банков в этом сегменте. Именно растущей конкуренции обязаны своим появлением кобрендинговые проекты. В США, где эквайринг банковских карт развит значительно лучше, чем у нас, половина всего пластика выпускается в рамках того или иного кобренда.
В России же количество «скидочных» платежных карт не превышает 2% от оборота. Главной причиной такого разрыва, по мнению экспертов, является неправильный подход к организации проектов. Участники кобрендов нацелены не столько на удовлетворение потребностей клиентов, сколько на формировании собственного имиджа, поэтому большая часть предложений изначально не представляет интереса для потребителя. Второй вариант – слепое следование примеру западных компаний в подборе акций, которое не оправдывает себя на отечественном рынке. Всё это приводит к тому, что успешных кобрендинговых проектов в России практически нет.
Самыми популярными в мире сопутствующими услугами считаются авиаперевозки и мобильная связь. Но так как крупных игроков в этой отрасли на каждый платежный сервис попросту не хватает, финансисты вынуждены объединяться и создавать так называемые мультикобрендовые сети. Достоинство этого подхода заключается в упрощении системы накопления баллов для держателя карты и в широком охвате целевой аудитории. Главные минусы коллективных проектов – сложность восприятия и размытость. Ту самую лояльность, ради которой всё затевается, бренды делят между собой, получая, таким образом, очень небольшой профит.
Пожалуй, самой распространенной моделью сотрудничества является объединение банковских учреждений с масштабными торгово-развлекательными центрами и сетями магазинов. Но здесь огромное значение приобретает конкуренция между партнерами. Крупные ритейлеры не желают выступать в совместных проектах на второстепенных ролях. Результаты этой битвы титанов мы наблюдаем в собственных кошельках: кроме обязательного значка, который ставит на карту платежная система, и логотипа банка-эмитента, на пластике нередко красуется название «дружественной» компании.